Что такое архетип и какова его структура?

Архетипологическая составляющая - будущее человека

Данная статья основана на результатах исследований академика УАН Олега Викторовича Мальцева


С понятием архетипа многие из вас, вероятно, знакомы из аналитической психологии, основанной Карлом Густавом Юнгом. Считается, что именно он ввел понятие архетипа. Однако до сих пор в классической науке нет четкого определения того, что же такое архетип.

Если вы начнете самостоятельно исследовать данный вопрос, то чаще всего вы будете иметь дело с объяснениями тех или иных разновидностей архетипов (например, божественный младенец и пр.). Самый главный архетип, самая ключевая точка, куда идет индивидуация с точки зрения Юнга – это архетип героя. То есть, речь идет о том, что жизнь человека нацелена на то, чтобы стать героем.

Архетип героя

В рамках международного симпозиума «Архетипологический ряд памяти ак. Попова», академиком УАН Олегом Викторовичем Мальцевым были впервые представлены беспрецедентные результаты исследований Григория Семеновича Попова, а также результаты собственных научных исследований в данной области.

Подход академика Попова в исследовании данного предмета краеугольным образом отличался от всех остальных. В первую очередь его интересовал ответ на вопрос: что такое архетип и какова его структура? Именно благодаря академику Попову в прикладной науке существует не просто понятие архетипа, но и описание структуры архетипов.

Попов говорил, что у архетипа существует природа. Поэтому мы начнем рассмотрение данного явления с его природы.

Существует три понятия: Молох, Дар и Долох. Эта тройка порождает три остова божества, по сути, это три проекции божества.

Что такое Молох? Если бы мы ориентировались по Юнгу, то мы могли бы сказать, что это божественный младенец, но это только крайняя точка понимания этого явления. Академик Попов рассматривал его гораздо глубже. По сути, божественный младенец - это абсолютная неуязвимость. Далее мы имеем дело с Даром – это сила, силовой компонент. С точки зрения архетипа – это отцовская фигура, прародитель. Третья проекция божества Волох – это время, то есть, порождение женской фигуры. Именно эта тройная конструкция порождает архетип, это и есть природа архетипа.

Из чего состоит архетип?

Первая составляющая – это фигура. Даже на определённом плане в памяти фигура сохраняется, потому что она определяет: «для чего?». Когда вам говорят «сказка про Иванушку Дурачка», вы сразу понимаете, о чем идет речь. По фигуре сразу понятно, о чем идет речь: о каком персонаже и какой сказке говорится.

У каждого архетипа существует символьная составляющая. Рассмотрим пример. Есть символ сословья, который порождает само сословие как таковое. Это меч. Если убрать меч, то исчезнет рыцарское сословие. Если не будет меча, то не будет рыцаря. Попов говорил, что существует и ключевой символ, которой является порождающей отправной точкой сословия. Ключевой символ – это то, без чего сословие существовать не может, равно, как и не может существовать без ключевого навыка. Средневековый рыцарь не может жить без меча.

Архетип рыцаря

Следующая составляющая – методологическая. Кроме этого, архетип имеет географическую составляющую, то есть, привязку к конкретной области. Например, если мы возьмём Испанию, то она будет крайне отличаться от Украины. В Испании жарко, соответственно, например, навыки ведения боя у людей будут иные.

Далее идет стратегически–тактическая составляющая и иерархическая составляющая, (к какому диапазону иерархии относится).

Эти шесть компонентов формируют структуру архетипа. То есть, архетипом является то, что содержит в себе все эти шесть компонентов.

Архетип – это фигура, которая обладает символьной, методологической, географической, стратегически-тактической и иерархической составляющей.

Академик Попов называл архетип будущим человека, а эти шесть компонентов набором будущего. Соответственно, если какая-то дефиниция не соответствует этим шести компонентам, то это не архетип (или архетип, составляющих которого мы не знаем).

В современном Мире в последнее время стал очень популярен архетип ведьмы. Давайте проверим, с точки зрения исследований академика Попова, соответствует ли это явление архетипу. Фигура вызывает уже множество вопросов. Как выглядит ведьма? Это может быть и молодая девушка, и старая, злобная старуха. Четкой концепции нет. Символьная составляющая тоже не известна. Что это? Ступа, жезл, посох, метла? Не известно. Методологическая составляющая также под вопросом, потому что в древности знания передавались от бабушки к внучке, через поколение. Наиболее вероятно, что ведьма – это родовая концепция, а не архетип, но это разные вещи.

Ведьма - архетип или нет

Если рассматривать географическую составляющую, то женщины живут везде. В Европе, ведьм вешали, сжигали на кострах. Но привязать это явление географически к какому-то конкретному региону крайне сложно.

Если взять стратегическо-тактическую составляющую, то ее определить тоже не получится.  Если исследовать эту тему, то мы увидим, что бывают разные ведьмы: ведуньи, заклинательницы, врачевательницы, предсказательницы и пр.

Академик Попов считал, что если субстанция не соответствует вышеописанной структуре из 6 составляющих, то это не архетип, это либо прототип, либо элемент родовой концепции. Таким образом, ведьма не является архетипом.

Архетипологическая составляющая с точки зрения Попова – это будущее человека, существует и родовая концепция – это и сознательное, и бессознательное человека. Соответственно, если мы это можем осознавать, то мы этим можем и управлять.

Как выглядит будущее любого человека?

Самым высоким с точки зрения академика Попова в иерархии является уровень героя.

Первый уровень в иерархии, самый старший – это уровень героев. Героев помнят дольше всех. Вы можете не помнить царей, кто в какой период был государе, но большинство людей отлично помнят Илью Муромца, Алешу Поповича и др.

Следующий уровень – это уровень авторитета. Это лицо отрицательное, символ тайной власти. Например, Кардинал Ришелье – герой отрицательный, он не был королем Франции, но при этом эта личность крайне известна.

Следующим идет уровень правителей, сословий, сценариев, статусов. Рассмотрим как это выглядит на примере казачества. Когда рождается ребенок, он сразу получает статус «казак». Он становится казаком, потому что родился в казачьей семье. Это первый статус будущего человека. Уже 6-7 лет он берет деревянную шашку и начинает тренироваться. Далее идет уровень сценария, то есть навыков - он проходит определенную систему воспитания, для того чтобы его можно было куда-нибудь определить. Казаки бывают разные: пехота, пластуны, конница и др. По сути, человек получает военную специальность. Это все передается из рода в род. Далее идет сословие. Человек принадлежит к какому-то сословию - он может стать сотником, есаулом, хорунжие. Чем старше становится человек, и чем больше у него появляется навыков, тем на более высокую руководящую должность он может претендовать. Далее он может стать атаманом, характерником.

Так выглядит казачья система. Это будущее казака, и это будущее предопределено. Все, что зависит от человека - это уровень на котором он остановится. Например, он может стать пластуном, и не двигаться выше по иерархии.

Чтобы составить более глубокое представление о том, как формируется будущее человека с точки зрения архетипологического ряда, рекомендуем вам познакомиться с книгой «Вековой обман» академика УАН Олега Викторовича Мальцева. Это первая научно-методическая книга об архетипологическом ряде, которая написана на базе масштабного исследования воинских систем, а точнее, ключевого навыка эпохи Средневековья. В этой книге произведен анализ ключевого навыка Европы 15-19 вв. по сути, она показывает, как на самом деле выглядит концепция построения будущего.

Заблуждение – это основа искажения будущего. Соответственно, будущее такого человека бренно (академик УАН О.В. Мальцев)

нравится: 12

Автор статьи: Валентина Данилёва Дата публикации: 11.06.2019 Просмотры:117 Отзывы:0