История памяти. Наследие академика Попова

История памяти. Учение академика Попова

Данная статья основана на результатах исследований академика УАН Олега Викторовича Мальцева


В предыдущих статьях мы уже говорили о памяти в разрезе рассмотрения ее устройства и механизмов работы, сегодня речь пойдет об истории памяти и методологии ее исследования, а также о научном вкладе, который сделал академик Григорий Семенович Попов в данной области.

Начнем с мировой истории исследований памяти. Изучению данного явления особое значение уделяло большинство ученых 14-19 века. До наших дней дошло достаточно небольшое количество документов, но с отдельными из них мы все же можем познакомиться. Так, например, отдельного внимания заслуживают труды «Театр памяти» Джулио Камилло и «Основания новой науки. История народов наций» Джамбаттиста Вико.

Согласно классической истории родиной памяти является Венеция, потому что именно в Венеции был построен первый театр памяти Камилло. При этом деньги на построение театра были выделены французским королем, что весьма странно так как Франция в тот момент времени находилась с Венецией в достаточно сложных отношениях. Более того, французский король мечтал о том, чтобы такой театр памяти был построен и в Париже.  

Джулио Камилло был первым человеком согласно истории, который воссоздал проекцию памяти. Он построил архитектурное сооружение, входя в которое, человек как будто попадал в память. К сожалению, да наших дней театр памяти Камилло не сохранился.

Позднее свою модель памяти представил Джордано Бруно, которого впоследствии сожгли на костре. Сегодня нам известен его трактат «Искусство памяти». После этого было множество людей, которые пытались исследовать память, а последними были такие европейские ученые, как К.Г. Юнг, Л. Сонди, З. Фрейд. Их открытия личного, родового и коллективного бессознательного построили структуру памяти.

В Российской империи в тот период времени о памяти даже никто не помышлял. Но когда в определенный момент времени возникла потребность в обучении и подготовке различных специалистов, ситуация коренным образом изменилась, что положило начало развитию науки.

В этот момент времени возникают две линии развития науки:

1. «Паранормальная» - под руководством Глеба Бокия, который считал, что нужно собирать по всему миру знания и методики и использовать их на благо советского государства.

2. Вторую линию возглавлял академик Яковлев и его друг академик Попов.

В результате возникает конфликт между двумя системами, который заканчивается бесспорной победой Яковлева.

Академики Попов и Яковлев были специалистами в разных плоскостях. Попов занимался исследованием памяти и нейрофизиологией, а Яковлев занимался сознанием.

Академик Г.С. Попов

Отцом мировой науки о памяти является академик Григорий Семенович Попов.

В чем разница между ак. Поповым и всеми остальными учеными? Попов каким-то образом смог с помощью знаний о памяти создавать результаты. Все остальные занимались теоретическими основами памяти. То есть, они были теоретиками, а он был практиком. Человеческую память он использовал в разных целях. Он понял, что память – это машина, которую можно эксплуатировать. В результате получилась целая наука о памяти, которая, необходимо отметить, отсутствует на Западе.

Григорий Семенович Попов был выдающимся ученым. Ключевая задача его учения о памяти заключается в обучении человека, приобретении любых навыков и превращение человека в эксперта. Попов был мастером обучения, и это основное его достижение.

С точки зрения методологии у академика Попова существовало несколько подходов к исследованию памяти. Первый и ключевой – это внешний подход. Попов говорил, что все, что существует во вне – есть отражение нашей памяти. То есть, все, что нас окружает в Мире – это и есть наша память (как принцип зеркала). Все что человек после себя оставляет – это прошлое, а это уже память.

Первый - внешний подход Попова позволяет нам увидеть некую модель памяти, которая состоит из восьми блоков, из которых четыре блока - динамических, а четыре блока - статических. Что такое динамически блоки? В них что-то происходит, что-то меняется, преобразовывается. В статических блоках ничего не происходит. Все блоки нужны, они существуют единовременно, работают, взаимодействуя с друг другом по определенной логике и системе.

Блоки памяти Попова

Следующий подход исследования памяти – многомерный. Обычно мы представляем ход истории, как некую линию, но история на самом деле вертикально-горизонтальная, она динамичная. И это очень легко можно проверить, потому что история аристократа совершенно не равна истории простолюдина. Для того чтобы понимать, как строиться многомерность, то есть вертикаль, мы рассмотрим следующую модель.

Первое, что вводит Попов многомерным методом – это точка отсчета. В первую очередь для того, чтобы появилось ориентирование, нам нужна точка отсчета. Будет система ориентирования, будет и система координат. Возьмем, например, период истории в 1000 лет. Если мы будем исследовать, кто жил в это время, то ни для кого не секрет, что существовали разные сословия, у каждого из которых существовали конкретные плоскости и конкретные задачи. Каждая категория людей историю воспринимает по-своему, потому что у них разные нужды и они смотрят на мир разными глазами. Простолюдин молится, чтобы пошел дождь и был урожай. Короля интересует армия, войны, власть, победы. Поэтому Джамбаттиста Вико писал, что у рыцаря одни заботы, у простолюдина другие заботы, у короля третьи и Боги им нужны разные.

Перед нами определенная мерность и на каждом уровне своя история, свои механизмы достижения результатов и это очень важно, потому что мы имеем дело с памятью. Попов говорил, что в памяти существуют свои механизмы, которые называются рецензоры памяти. Они позволяют изменять свойства, в зависимости от умения работы с силовым компонентом.

У людей разного уровня существует совершенно разный силовой компонент Мерный рецензор, понятие которого ввел Попов, позволяет изменять мерности и умение работать с силовым компонентом - в памяти человека потенциально заложено то, что он может изменить свою мерность, он может превратиться в совершенно другую субстанцию. Мерный рецензор обладает особой силой и особыми свойствами, он позволяет изменить свойства человека. Это одно из глобальных и колоссальных достижений академика Попова.

Современные ученые очень мало знают о памяти человека. Если взять все книги, которые на сегодняшний день написаны о памяти, то в большинстве случаев память сводится к работе мозга или другим биологическим процессам. Но как вы понимаете, что мозг и память это два разных явления.

Следует отметить, что память – это вещь, которая может очень сильно навредить человеку, в том случае, если он ей не управляет. Когда человек автоматически использует память, то это можно сравнить с лотереей, потому что неизвестно, что может произойти.

Академик Попов говорил, что личность человека на 90% зависит от памяти. Представьте себе, что человек, которого вы знали многие годы, попал в автокатастрофу и у него временная амнезия, он вас не помнит, он вообще ничего не помнит. Мы получаем совершенно другого человека, а причина этому – отсутствие памяти. Если у человека не будет памяти, то ему придется каждую секунду все начинать сначала. А так как люди начинать сначала не любят, то отсутствие памяти это самое страшное, что может с случиться. На памяти основаны все обязательства, отношения, взаимодействия между людьми. И когда человек теряет память, то, по сути, он становится другой личностью.

Академик Попов внес неоспоримый вклад в науку о памяти, и оставил после себя обширное наследие в виде результатов исследований и открытий, которые носят прикладной характер и позволяют научиться добиваться любых результатов. Продолжателем дела Попова является академик УАН Олег Викторович Мальцев, который значительно приумножил переданное ему наследие, и благодаря которому, сегодня мы имеем возможность познакомиться с результатами научной работы наших отцов основателей. Подробнее познакомиться с результатами исследований академика Попова в области памяти, вы можете изучив видеоматериалы семинара «Использование машин и механизмов памяти при решении задач»  и симпозиума «Тайны преобразования силы памяти в задуманный результат».

► Курс Исследование памяти методом Попова

нравится: 8

Автор статьи: Наталья Антонова Дата публикации: 04.07.2019 Просмотры:77 Отзывы:0