Фейсбук. Академия прикладных наук Вконтакте. Академия прикладных наук Одноклассники. Академия прикладных наук Телеграм. Академия прикладных наук Ютуб. Академия прикладных наук Пинтерест. Академия прикладных наук
Психология менталитета | PhD Олег Мальцев

Психология менталитета

В данной статье мы решили поделиться с вами фрагментом научных исследований, которые были представлены PhD Олегом Викторовичем Мальцевым в ходе симпозиума "Менталитетная составляющая человека", и рассмотреть антропологический подход к психологии менталитета. 

Начнем со следующей принципиальной схемы:

  • Восприятие
  • Сон
  • Память
  • Сознание
  • Картина мира
  • История

С каждым из этих элементов явление менталитета как-то связано. Давайте посмотрим как. 

Все начинается со сна. Сон - это некая система, в которой мы находимся еще до момента рождения (в утробе матери) и после рождения еще треть жизни.

Человек рождается - у него возникает память этого мира (точка отсчета). Маленький ребенок живет только за счет памяти, у него нет сознания, только его зачатки. Память уже есть, но ее банки данных пустые, постепенно формирующиеся и заполняющиеся. 

Для того, чтобы далее сформировалось сознание, у человека должно возникнуть восприятие. Восприятие - это мост между человеком и наполнением блоков сознания. Именно восприятие строит первые 4 этажа сознания. 

Давайте посмотрим, как человек воспринимает этот мир? Принято считать, что сквозь призму сознания. Но на первоначальном этапе жизни сознание у человека еще не сформировано, а восприятие уже есть. Мы видим, что маленький ребенок воспринимает мир, однако еще ничего не понимает. В данном случае восприятие происходит посредством органов чувств, посредством движений. Это своего рода телесное миропознание. И постепенно ребенок выходит за рамки такого восприятия.

Взрослый человек воспринимает мир уже сквозь призму сознания. Но у ребенка его нет, он воспринимает мир напрямую - без сознания. Мы могли бы сказать, что у человека существует 3 вида состояния:

  • прямое восприятие,
  • бессознательное,
  • сознательное / понимание.

Прямое восприятие без призмы сознания - это взаимодействие с объектом. В этом случае взаимодействие с памятью отсутствует. Поэтому человек не помнит своего детства. Сознания нет, а следовательно нечему зеркалить информацию в память. На «жесткий диск» ничего не записывается. Прямое восприятие исключает запоминание, поэтому человек помнит свое детство только с определенного момента. 

Чтобы память заработала как положено, нужно сознание (машина, которая данные собирает и отправляет в память посредством психики). Возникает вопрос - остается ли прямое восприятие во взрослом возрасте? Да, в тот или иной момент взрослый человек использует прямое восприятие. Яркий пример, когда вы не помните, что вы делали вчера в отдельный промежуток времени, говорит о том, что тогда было задействовано прямое восприятие. 

Следующий вопрос - запоминаем ли мы что-либо, когда находимся в бессознательном состоянии? Нет, тоже не запоминаем. Получается, что в бессознательном состоянии работают те же системы, что и при прямом восприятии. 

У человека есть прошлое, потому что у него есть память; у человека есть будущее, потому что у него есть сознание; и есть взаимодействие между прошлым и будущим - настоящее, потому что есть психика. В отличие от человека, животные живут только в настоящем времени. В сознании мы все помним, воспринимаем, пытаемся понять, сделать выводы, представляем, прогнозируем и т.д. Сознание выполняет огромное количество функций. Этого всего нет в состоянии прямого восприятия. 

В рамках симпозиума PhD Олегом Мальцевым было сделано мировое научное открытие:  Прямое и бессознательное восприятие - это одно и то же. Итак, режим прямого восприятия человеческого «Я» при взаимодействии с объектами этого мира, ученые нарекли бессознательным. Но бессознательным оно становится только тогда, когда у человека выстроено сознание, в детском возрасте его еще нет. 

Для чего же нам нужен режим прямого восприятия? Для осуществления действий на так называемом автопилоте. Человек постоянно находится в многозадачнике. И когда мы заняты важным делом, то все остальное ставится на автопилот посредством многоуровневых систем нашей автоматики и систем сознания. Простейшие вещи выполняются на автопилоте без переключения внимания. Например, вы свободно можете разговаривать по телефону, при этом параллельно выполнять и другие действия (заваривать кофе, перемещаться по городу и т.д.). 

Теперь перейдем к следующему этапу - построению сознания. Что же запускает строительство сознания человека? Мифологема. Если человеку не дать мифологему, то построение сознания не начнется. Ребенку в детстве рассказывают сказки, истории, легенды и т.д. Мифологема - это ключ к старту построения сознания. 

Сознание строится в 4 этапа:

  • мифологемный - этому этапу соответствует программная судьба. Родители, бабушки, дедушки вкладывают в ребенка все что они знают. А сегодня еще существуют телевидение, Интернет и т.д. И когда человек подходит к поиску хлеба насущного, он полон мифов, а о хлебе насущном он и не задумывался. И дальше начинается развенчание мифов,
  • насущный этап - вариативная судьба. Здесь происходит первое столкновение человека с мифом,
  • ориентационный - общественная судьба (какой у вас статус в обществе, как хорошо вы устроились в жизни, завидуют вам или нет),
  • судьбоносный - божественная судьба. Судьбоносный уровень человек для себя разрешает, становясь фаталистом или игроком. 

Картина мира возникает только тогда, когда у человека полностью построено сознание. Мы получаем субъекта, который имеет определенное представление о мире, а дальше включаются в работу все функции сознания и человек начинает анализировать текущую обстановку, сопоставлять ее со своей картиной мира и вносить в последнюю изменения. Дальше происходит взаимодействие памяти и сознания. 

И наконец, мы подобрались к истории. История появляется из постоянно изменяющейся картины мира человека. Человек ищет подтверждение настоящему в прошлом. 

Работа всех этих механизмов (картина мира, история, память…) и создают конфликт между реальностью и действительностью. Человек говорит: «А я думал…». Но думать нужно до выполнения задачи, иначе некогда будет действовать.

Так выглядит принципиальная схема работы машины «Человек» с точки зрения антропологического подхода к менталитету. Подробно познакомиться с данным предметом исследований, вы можете изучив видеоматериалы симпозиума "Менталитетная составляющая человека"

нравится: 4

Автор статьи: Наталья Антонова Дата публикации: 08.07.2021 Просмотры:49 Отзывы:0