Фейсбук. Академия прикладных наук Вконтакте. Академия прикладных наук Одноклассники. Академия прикладных наук Телеграм. Академия прикладных наук Ютуб. Академия прикладных наук Пинтерест. Академия прикладных наук
Структура и иерархия архетипов | Архетипологический ряд Попова

Структура и иерархия архетипов

Статья основана на результатах исследований PhD Олега Викторовича Мальцева


 

В одной из предыдущих статей мы начали рассмотрение понятие архетипа в разрезе исследований академика Г.С. Попова. Сегодня мы продолжим разговор на эту тему и попробуем более подробно разобрать архетипологический ряд, выведенный нашим предшественником. 

Академик Попов под архетипом подразумевал конкретную конструкцию. С его точки зрения в природе архетипа существует 3 явления - 3 проекции божества: 

  • Молох - если говорить по Юнгу речь идет о Божественном младенце, но Молох - пнятие более глубокое, это некая неуязвимость,
  • Дар - это сила, прародитель отцовской фигуры (не физическое, а мысленное пророждение),
  • Долох - это прародитель женской фигуры.

Эта система из 3 явлений порождает архетипы. Архетип в свою очередь состоит из: 

  • фигуры,
  • символьной составляющей,
  • методологической составляющей,
  • географической составляющей,
  • стратегически-тактической составляющей,
  • иерархической составляющей.

Как видите архетипологическая составляющая у Попова выглядит иначе чем у Юнга: она характеризуется четкой структурой, все математически выверено. 

Рассмотрим с точки зрения данной структуры архетип средневекового рыцаря: фигура - всем понятно, как выглядит рыцарь, меч - символьная составляющая, Западная Европа - географическая составляющая, сословие - иерархическая составляющая, стратегически-тактическая составляющая - умение воевать, выигрывать сражения; система воспитания - методологическая составляющая.

Попов считал, что архетипы - это набор будущего человека. Предположим, что есть какой-то архетип без фигуры (Юнг допускал существование безфигурных архетипов), например, архетип былин. Есть какой-то расссказ, а для чего он? Вероятно, чтобы человек чему-то научился. То есть, можно сказать, что это методологическая составляющая, мы просто всего остального не видим, и считаем элемент структуры архетипом, а это не так. Архетипом будет тот, про кого былина, например, про богатыря. 

Попов считал, что если субстанция не соответствует описанной выше структуре, это не архетип, это либо прототип, либо элемент родовой концепции. 

Родовая концепция и архетипологический ряд взаимодействуют между собой. Попов говрил, что  с точки зрения науки, они не имеют пространства и времени. Соответственно, что дальше, а что ближе из них к настоящему времени установить невозможно. Зато они имеют отражение как в зеркале: родовая концепция отражает прошлое человека, а архетипологический ряд - будущее. А что же тогда настоящее? Согласно Попову, настоящее - это стык родовой концепции и архетипологического ряда. Каждую секунду настоящее становится прошлым, и каждую секунду настоящее становится будущим - куда мы переключаем свое внимание.

Самым высоким уровнем в иерархии, с точки зрения Попова являются - герои. Героев люди помнят веками.

Ниже в иерархии идет уровень авторитетов. Авторитеты - это тайная власть, она вечна, непобедима и несгибаема. Тайна строго стоит за героями на всех континентах. Злодеев как и героев помнят веками. Есть даже такое понятие, как отрицательный герой.

Дальше стоят фигуры правителей, а после них - фигуры сословий, ниже - фигуры сценариев, и наконец - фигуры статусов

Обратите внимание, что эта иерархия существует не сама по себе, давайте посмотрим, как это превращается в систему. Молох порождает фигуры героев и фигуры статусов. Женская часть (Долох) порождает фигуры сословий и фигуры сценариев. Отцовская часть (Дар) порождает фигуры авторитетов и фигуры правителей. 

Обратите внимание, что Молох создает героев и статусы. Статус возникает только относительно героя, как последнее, крайнее положение. То есть, статусы никогда не возникают из других вещей. Вас могут назначить, вам могут диплом выдать, но сравнивать вас будут только с героями. И есть промежуточные героические субстанции, которые существуют в настоящем времени, поэтому люди будут ориентироваться  на эти субстанции. 

Когда мы говорим об архетипологическом ряде академика Попова, он имеет исключительно прикладное значение. По сути, перед вами иерархия будущего человека. 

Здесь описано/зашифровано любое будущее человека. Например, женщина может пожизненно остаться домохозяйкой, то есть, ее статус - это предел. Кто-то может вырасти до фигуры сценариев, например, стать наемным работником. Человек может вырасти до какой-то фигуры сословия в обществе, правителя, авторитета, героя. Герой - это потолок. И каждый раз человеку при подъеме по иерархии придется сталкиваться с изначальной порождающей субстанцией. Когда вы будете зарабатывать статус, вам придется столкнуться с Молохом, когда вы будете  справляться с задачей - с Долохом и т.д. То есть на каждом уровне иерархии происходит знакомство с порождающей субстанцией в разной ее ипостаси. 

Это система всего будущего человека, та лестница, которая ждет человека в будущем и которая определяет кто он есть. 

Архетипологический ряд имеет очень интересные особенности. Вы можете встретиться и с фигурами героев, правителей, авторитетов и др. в настоящем времени. И именно за этими фигурами стоят Долох, Дар и Молох. Вы одновременно встречаетесь с причиной и со следствием. И первое, что нужно сделать, как говорил Попов, это научиться в настоящем времени отличать родовые фигуры от архетипологических, потому что они встречаются в настоящем времени. И когда вы видите фигуру - это либо родовая фигура, либо архетипологическая.

Движение по иерархии очень ярк видно на примере Сальвадоре Джулиано, который сначала был простым фермером (фигура сословия), но очень быстро стал героем. Необходимо отметить, что все герои проходят отрицательный статус. Например, человека все ненавидят, а потом он что-то совершает, и навечно остается героем. Сальвадоро Джулиано по иерархической лестнице поднялся очень быстро - в течение 7 лет, и это беспрецедентный случай. 

Таким образом, мы рассмотрели модель будущего человека. Академик Попов считал, что основное предназначение архетипологического ряда - это создание и управление будущим. Любой человек способен управлять своим будущим, если этого конечно захочет. А архетипологическая модель говорит - что нужно для того, чтобы управлять будущим, какие ингредиенты нужны. Например, сначала один архетип задействовать, потом второй, третий,. Чтобы пройти стадии иерархии, нужно знать содержимое на каждой стадии. Например, если фигура статуса связана с обучением (слесарь, механик и др.), то фигура сценариев связаны с другими вещами. То есть, у каждого архетипа существует определенный ключевой навык на каждой стадии. У правителя - ключевой навык управлять, у каждого сословия - свой навык в зависимости от плоскости и т.д. Вырабатыванию навыков человеку нужно посвящать свое настоящее, чтобы сформировать свое будущее.

► Симпозиум "Архетипологический ряд памяти академика Попова"

нравится: 6

Автор статьи: Наталья Антонова Дата публикации: 02.09.2020 Просмотры:106 Отзывы:0