Финансы. Стадии производства

Предметом обсуждения данной статьи являются результаты исследований ученого, финансиста Олега Викторовича Мальцева, рассмотренные в ходе одного из научно-практических семинаров по финансам

В частности мы рассмотрим проблематику финансов, управления финансовыми потоками, разрешения финансовых задач и стадий производства в бизнесе.

Начнём с истории, поскольку прежде, чем заниматься чем-то, надо бы понимать природу явления. Откуда это всё происходит? Мы вообще рекомендуем, прежде чем начать чем-то в жизни заниматься, что-то делать, всегда задавать себе вопрос: «Откуда это всё происходит?»

У каждого явления в мире есть своя природа, соответственно подход должен быть от природы явления. Почему? Потому что, когда мы к изначальной природе явления приходим, нам очень легко понимать, с чем мы имеем дело. Потому что когда спрашивают о том, что такое «бизнес», типичный ответ звучит примерно так: «Бизнес — это такая штука, которая зарабатывает деньги!». Но тут возникает вопрос о том, кто же всё-таки зарабатывает деньги: бизнес или люди? 

Слово «бизнес» — английское, отсюда происходит огромный лингвистический диссонанс, между действительным значением слова бизнес и своим личным пониманием каждого человека. В чём суть дела? Дело в том, что американцы под «бизнесом» подразумевают любое дело, которое делает человек. А в силу деградации человечества, человек вынужден специализироваться в узконаправленных секторах. Так что, каждый из нас эту штуку «бизнес» понимает, как ему заблагорассудится.

С финансами дела обстоят точно также. Когда мы говорим «финансы», кто-то подразумевает под этим деньги, кто-то под этим подразумевает безналичные деньги на счету предприятия, кто-то — деньги вложенные, в обороте, вращаемые деньги. По сути своей, всегда, когда речь идёт о финансах, речь идёт о какой-либо денежной сумме, с которой что-то делают. Каждый человек пытается понимать вещи так, как ему нравится.

Отсюда возникает глобальная проблема, которая говорит о том, что мы не можем докопаться до природы явления, не можем понять, что подразумевается под этими финансами, соответственно не можем ничего с этим сделать. По причине того, что когда непонятна природа явления, нам непонятно с чем мы имеем дело. И когда мы не понимаем, с чем мы имеем дело, то чаще всего мы тратим время не на дело, а на выяснение того, с чем мы столкнулись.

Многие учебники по бизнесу или по финансам написаны так, что их содержание, по большому счёту, - мутная вода. В них нет даже логических моделей, которые бы позволяли любому человеку быстро разобраться, с чем он имеет дело. Гарвардские учебники 30-40 годов гораздо интереснее сегодняшних учебников. В своё время Олегом Викторовичем Мальцевым была проанализирована австрийская книга по стратегическому и управленческому консалтингу в Европе. Написан этот двухтомник австрийским институтом в 1983, он переиздавался многократно, но найти эту уникальную книгу в оригинале достаточно затруднительно. Так вот в этой книге прямо написано, что такое корпоративная культура, при этом на первых страницах даётся определение слову «культура». Там сказано: «Выработка у человека определённого стереотипа мышления, связанного с прямой выгодой собственника бизнеса…».  То есть, в книге прямым текстом написано, что превращение человека в робота на базе определённых вещей, является культурой, а постановка его в этот культурный процесс является корпоративной культурой. Так что, никто ни от кого ничего не скрывает.

Но с финансами дело обстоит ещё хуже. Есть два типа книг, которые продаются в магазинах, интернете и т.д. Это книги с названием «Финансы» и «Финансовый менеджмент». К сожалению, эти книги написаны не о финансах, а о финансовых операциях.

Вы же сами понимаете, что финансы и финансовые операции — это совершенно разные вещи. И финансы, финансовый менеджмент, финансовые операции — это тоже разные вещи. Любые денежные операции предполагают какие-то действия, связанные с вещами, которые подразумевают деньги.

Давайте предположим, что какой-то человек хочет стать финансистом или уже, по его мнению, является таковым. Вопрос к финансистам: «Какими стадиями производства они управляют?». Как вы думаете, найдёте ли вы чёткое определение стадиям производства в словарях? Давайте поразмышляем на эту тему. Ведь любой здравомыслящий человек далёк от мысли, что любая вещь, в том числе товары и услуги, появляются сами по себе.

К примеру, поговорим о том, как возникает ядерная бомба, как оружие. Во-первых, её кто-то придумывает, не так ли? Возникает некая мысль о том, что возможно использовать некий принцип. Например, термоядерные или ядерные реакции. Сначала выясняется, существует ли действительно такая реакция на моделях, в лабораториях? Когда мы понимаем, что принцип использовать можно, мы начинаем думать, в чём его использовать? Возникает идея вооружения, бомбы. Когда возникает идея, возникает геометрия этой бомбы из тех механизмов реализации, которые должны быть помещены в эту бомбу. Размеры, форма, соответствие полётных характеристик с одной стороны, а с другой допустимые размеры для транспортировки и запуска.

Так вот, эта стадия «придумывания» бомбы — это первый этап управления стадиями производства, который называется «Интеллектуальный актив». И в мире всё устроено так, что бы мы с вами ни делали: изначально это придумывается, после чего приобретает форму. Обладание этим интеллектуальным активом абсолютно контролирует все 5 стадий производства сверху вниз. Если вы владеете интеллектуальным активом, то всё остальное не важно, если вы можете работать с этим интеллектуальным активом, то в этот момент начинается финансовый менеджмент.

Что значит «могу работать»? Люди используют что-то, например, такую технологию в виде изделия, как автомобиль. Если я обладаю интеллектуальным активом, то в моих силах сделать автомобиль ещё лучше. Я могу поставить человека в ситуацию, когда вчера это был Мерседес, а сегодня — Лада. Вчера это было актуально, он выкинул кучу казначейских билетов за эту машину, а завтра это стало неактуально, потому что у меня приготовлена технология в виде изделия более высокого порядка. Вот так и живёт мир, методом повышения технологий.

В своё время один военный человек сказал, что люди думают, что вещи создаются и появляются просто так, на самом деле всё проще. Каждый видел папиросу, так вот это — калибр 7,62. Сигарета - это калибр 5,45. Военное производство тяготеет к универсализации, потому что там нужно задачи выполнять и в гражданской и мирной жизни.

Когда мы говорим о первой стадии производства и имеем дело с рабочей субстанцией, то повышать технологичность можно до бесконечности. Это и есть техногенная эра, когда мобильный телефон выпущен на рынок, рассчитанный на эксплуатацию с ограниченным временным сроком. Он живёт на рынке, но на подходе уже следующая модель, и все резко меняют старую модель на новую.

Так вот, тот, кто контролирует первую стадию производства, — контролирует всё остальное. Значит, если вы хотите иметь солидный бизнес, то первая стадия производства должна быть в ваших руках. И нельзя, чтобы она была в чужих руках, потому что если исчезнет первая стадия производства, то произойдёт крушение всего бизнеса. Но что мы имеем в мире? 90% бизнеса в мире к первой стадии производства не имеет никакого отношения. По сути своей, все фирмы в мире, которые к первой стадии производства не имеют отношения, являются всего-навсего отделом сбыта некоего производства. Это — подразделение отдела сбыта некоего производителя. Отсюда появляются понятия опта, розницы, мелкого опта.

Стадии производства

Теперь перейдем к рассмотрению модели стадий производства, выведенной финансистом Олегом Мальцевым.

Стадии производства бизнеса

Стадия 1 – Интеллектуальные активы.

Стадия 2 – Предприятие / компания, куда этот интеллектуальный актив поступает. Предприятие — это некий миксер, переработчик этого интеллектуального актива, из которого получаются товары или услуги. Это — та субстанция, которая является объектом передачи за определённую стоимость.

Вторая стадия тоже требует отдельного интеллектуального актива для того, чтобы получить тот товар или ту услугу, которая будет нужной и востребованной. Поскольку, если мы, используя первую стадию производства, сделали услугу или товар на второй стадии производства, не проверив тенденции рынка, просто на своё усмотрение, и начали эту услугу или товар предлагать на рынок, то нет никакой гарантии, что это будет востребовано. Прежде, чем мы что-то начинаем изготавливать, то нужна проблематика, под которую это изготавливается.

Так же на рынке технологий. Существуют базовые технологии, они существуют и от них никуда не деться, а специализированные вещи не конструируются просто так из головы. Существует проблематика, под которую конструируется технология. И конструирование технологии — это механизмы разрешения этой проблематики, так как она существует.

Вторая стадия требует исследования, а исследовательский интеллектуальный актив требует наличия инструментов исследования, и просмотр газет без создания опытных моделей и тщательной проверки полученной информации, не даст объективную оценку этой информации. По этой причине, когда мы на второй стадии производства формируем пакет услуг или изделие на будущее, то, что мы будем производить, применяя исследовательский инструментарий, нам нужно чётко понять, что будет чуть позже, что сейчас актуально на рынке, что сейчас востребовано и что будет востребовано в соответствии с тенденциями рынка?

Стадия 3. Когда мы закончили со второй стадией производства, мы переходим к третьей стадии, которая товар или услугу позиционирует на рынок в систему координат. Здесь тоже существует интеллектуальный актив управления технологическим рынком.

Люди считают, что самый лучший способ управлять рынком — это создавать определённую догматику. Появляются некие гуру, которые якобы разбираются в каком-то вопросе и начинают всем рассказывать, какая помада хорошая, какая плохая, у кого колёса плохо крутятся в автомобиле. Создаётся догматика под себя с целью продвижения своей продукции, а не чужой.

На сегодняшний день, большинство маркетологов, считают лучшим способом работу парой сил: наличие этих примеров для подражания, этих гуру и массированная интернет политика, поскольку потребитель сейчас большую часть времени проводит в интернете.

Необходимо понимать, что существуют разные механизмы позиционирования на рынке. Ведь любой товар или услугу необходимо разместить на рынке каким-то способом, а для этого нам нужны другие активы, которые помогают нам это грамотно делать в той или иной отрасли.

Давайте ещё раз пройдём три стадии производства, чтобы каждому читателю стало абсолютно понятно, о чём идёт речь:

  • На первой стадии продукт или услуга придумывается.
  • На второй стадии она трансформируется в продукт или услугу.
  • На третьей стадии продукт или услуга позиционируется на рынке.

Позиционирование на рынке — это не то, что вы выставили товар на прилавок магазина, а то, как люди об этом продукте узнали, увидели этот продукт и увидели его в действии. Например, в автомобильной отрасли для этого существуют тест драйвы. Одно дело — косметику позиционировать, взять красивую даму накрасить, и разместить фотографии на конкурсе красоты, как первый этап позиционирования. А как вы адвокатскую услугу будете позиционировать на рынок?

Вы же не сможете взять интервью у клиента адвоката, которому он решил задачу, это же адвокатская тайна — вам никто ничего не скажет. И адвокат не имеет права по закону об адвокатуре, говорить о своих клиентах. Значит, нужны какие-то другие методы позиционирования этих услуг. Например, методом мнимой и фактической компетенции: написание книг, проведение лекций и семинаров.

Давайте перейдём к 4 стадии управления производством. 

Стадия 4 производства можно назвать «управлением вниманием и поведением потребителя». Существует блок управления вниманием и поведением потребителя, в котором мы переключаем внимание потребителя на товар и даём ему информацию для того, чтобы он мог принять решение. По сути своей, мы управляем принятием решений, выборами, выводами, убеждениями и пониманием потребителя на рынке.

Стадия 5 находится вне этого всего — это копирование.

Финансы перед вами. Теперь, давайте разбираться: 5 стадий производства, 4 из них рабочих, пятая — копирование. Большинство людей, безусловно, работает в 5-й части производства, то есть, в копировании. Это — основная часть рынка, одни повторяют других. Трудно скопировать Мерседес, но легко копируется деятельность. Только ленивый не продавал телефоны, компьютеры и не занимался недвижимостью и т.д. В случае с тем, что легко копируется и вытягивается на рынок, ёмкость рынка быстро закрывается.

Какая-то часть людей работает в стадиях 2, 3 и 4. И меньшинство — в первой стадии.

Обратите внимание, что в данной статье мы делимся с вами результатами научной исследовательской деятельности ученого и финансиста Олега Мальцева и возглавляемых им научно-исследовательских институтов. Это — прикладные знания, которые уже содержат в себе интеллектуальные активы, которые вы можете использовать с целью решения задач и достижения результатов.

нравится: 20

Автор статьи: Наталья Антонова Дата публикации: 13.05.2018 Просмотры: 267 Отзывы: 0

Спасибо!

Ваш отзыв будет опубликован после проверки модератором.