Проблема «Быть» и «Иметь» с точки зрения глубинной психологии

Каждый человек хочет кем-то «БЫТЬ», и что-то «ИМЕТЬ». Однако, у 90% людей на планете Земля не получается полноценно реализовать ни первое, ни второе. Поэтому в данной статье мы решили осветить эту проблематику с точки зрения глубинной психологии и прикладной науки, обратившись к научным исследованиям ученого Олега Викторовича Мальцева.

Начнем с предыстории. Нынешняя глубинная психология стоит на трех китах: Зигмунд Фрейд, К.Г. Юнг и Липот Сонди. Достижением Зигмунда Фрейда является то, что он открыл «личное бессознательное», К.Г Юнг - «коллективное бессознательное», Липот Сонди - «родовое бессознательное". Каждый из них внес солидную лепту в развитие науки.

В контексте проблемы «Быть» и «Иметь» нам необходимо рассмотреть в первую очередь книгу «Я-анализ» Липота Сонди по судьбопсихологии и судьбоанализу.

Судьбопсихология Липота Сонди – это свод большого количества инструментов  осмысления, выбора и реализации, что позволяет человеку в жизни сделать очень многое и знать при этом, что он принял верное решение и мочь увидеть сразу плоды своих результатов.

Липот Сонди ввел такие понятия как: «принудительная» судьба и «судьба выбора».

«Принудительная судьба» – это когда человек бессознательно повторяет судьбу мамы, папы, других родственников и предков в виде заболевания, профессии, любви, и других аспектах. С точки зрения прикладной науки принудительная судьба является программной судьбой человека, что является первым этажом методики «Солярис».

Программная судьба – это то, что передается из поколения в поколение  по родовой линии, это набор навыков, авторитетов, убеждений, заболеваний от родителей ребенку.

«Каждый предок фигурирует в нашем родовом бессознательном как особенная возможность судьбы. У нас есть, и мы носим во внутреннем плане нашей судьбы, которую мы как раз и называем родовым бессознательным много различных предков и соответственно много и очень часто противоположно идущих возможностей судьбы. У каждой фигуре предков в родовом бессознательном есть тенденция стать примером для судьбы потомкам» (Л. Сонди)

Наследие, которое толкает человека к выбору огромное, но ключевыми фигурами, как считал Липот Соди, является мама и папа, но помимо этого существуют и все остальные. Примеры, которые описывает Сонди в своей книге, демонстрируют это. Все предки являются потенциальным выбором судьбы, то есть потенциальная судьба. Предок – это носитель потенциальной судьбы человека.

Кроме этого Липот Сонди говорил о таком понятии как «сводная судьба» - это  когда человек выбирает только одну фигуру предка, а всех других исключает, например. Но с другой стороны он выбирает все равно предка и это не его судьба. Поэтому можно сказать, что это выбор без выбора. Судьба не является свободной и человеку только кажется, что она свободная.

Я человека. Я анализ. Липот Сонди

Книга »Я-анализ» рассматривает «Я» человека, которое хочет во всем участвовать. Обратите внимание,  когда человек о чем то говорит, то он постоянно использует «Я»: «Я хочу», «Я буду» и т.д. «Я» хочет постоянно в чем-то участвовать.

Я-анализ стоит на двух принципах:

  1.  Принцип соединения - интеграция;
  2.  Принцип участия и сопричастия - трансцендентность.

Сонди пишет в своей книге: «Чтобы соединить различные области бытия с различными возможностями бытия необходимо владеть предпосылкой для интеграции искомой интегрируемой инстанции, обладающей способностью к трансцендированию. Трансцендентность есть предварительное условие для интеграции». Из вышесказанного следует, что сначала необходима вертикаль, а потом горизонталь.

Трансцендентность, говоря языком прикладной науки – это вертикальная реализация, в контексте книги это означает как «наивысшее».

Партиципация, с точки зрения прикладной науки – это воплощение духа в геометрии (положении вещей).

Интеграция – это то, что позволяет все собрать воедино, с точки зрения прикладной науки – это горизонтальная синхронизация.

Липот Сонди в книге «Я-анализ» собрал все, что говорилось о «Я» за  1500 лет. Что мы знаем о «Я»? И выясняется, что мы ничего не знаем о «Я». Сонди проанализировал, что такое «Я», начиная с алхимиков, философов и заканчивая современными учеными, исторически он проанализировал все, что говорил кто-либо о «Я»,  даже если он сказал пять строчек.

Что же такое «Я»? Выяснилось, что о «Я» известно очень мало и все что известно – это была теория,  то есть догадки, мысли, взгляды тех или иных людей, которые жили в те или иные эпохи. Поэтому у Сонди, как у истинного ученого, возникнет следующий вопрос. А по каким критериям мы поймем, что наша интеграция успешна? Липот Сонди называет два критерия:

  1. Вы будете знать, а соответственно быть.
  2. Вы будете способны что-то сделать, а соответственно вы будете иметь.

Проблема бытия человека. Прикладная наука

Поэтому «Быть» и «Иметь» является двумя ключевыми критериями познанного «Я». Если мы посмотрим на тест Сонди, то эти два понятия соответствуют вектору «К» - капитализация и «Р» - форма бытия.

Сонди исследовал, какие функции «Я» до нас нашли ученые, как они это изучали, как они это доказывали. При этом он выделил 2 принципа, по которым происходил отбор ключевых вещей:

  • Участия,
  • Сопричастия.

«Я» стремится себя проявить, чтобы себя проявить, нужно в чем-то воплотиться, то есть нужно себя как-то показать - это принцип сопричастия.

Личное управление, когда я хочу участвовать единолично без кого-либо. На языке прикладной науки – это задача класса создания и управления. Нам интересны только два этих явления, так как только они позволяют человеку «Быть» и «Иметь». Если человек не умеет создавать, он будет постоянно зависеть от тех, кто стоит выше и не сможет что-то иметь, а будет вынужден довольствовать тем, что ему дали другие.

Юнг писал о том, что если человек хочет из себя что-то представлять, то первое с чего все начинается - это разрыв с семьей. То есть, когда человек вырастает, он живет отдельно от родителей, а встречается с ними только в определенное время. Но, к сожалению, многие родители считают своих детей своей собственностью. Из чего проистекает масса проблем.

Для того чтобы человеку быть способным «Быть» и «Иметь» необходимы три функции:

  1. трансцендентность;
  2. партиципация;
  3. интеграция.

В книге «Я-анализ» Сонди приводит предложения двух ученых:

  • познавать непознаваемое без того, что уже познано,
  • всегда есть непознанное, и человек старается познанное применить к непознанному, но так нельзя.  Это когда человек свое знание применяет на новое явление либо ситуацию методом аналогии.

Эти ученые говорили о том, что мы рассматриваем бытие таким, какое оно есть изначально. С точки зрения прикладной науки – это попытка понять В2ДУ.  Второй подход заключается в том, что мы можем описать бытие, потому что там есть люди – это попытка описать «НОРМУ». Эти два ученые двигались по диапазону и пытались объяснить структурно элементы Естественной иерархии творения и способность некой инстанции двигаться по этажам диапазона вниз и вверх, что называют трансцендентностью. По сути – это способность управлять диапазоном и воплощаться  в тех или иных формах бытия.

Многим известен философ Кант, который является основателем трансцендентной логики. Трансцендентная логика – это логика необъяснимого, то есть мистика. Поэтому «Я» по определению мистичное и непознанное, неизвестное, непонятное.

Трансцендентность – это первое явление, которое считается очень важным, потому что из этой мистической составляющей мы черпаем силу. «Я» - это то, что нас связывает с силой, то, что является связующим звеном между силой и человеком.

Помимо мистики  в жизни человека существует так же совершенно банальные вещи, то есть человек ест, пьет, ходит на работу, человек совершает какие-то действия с целью что-то получить.

Интеграция – это когда мы из элементов собираем целое. Представьте себе конструктор «Лего», из которого мы можем собрать одни дом, так же мы  можем его разобрать, и собрать другой и сколько таких вариантов существует неизвестно, и каждый новый собранный дом является интеграцией.

Функция мистики первична, потом идет сборка, потому что без мистики не будет сборки, а закончится все партиципацией. Партиципация – это сопричастие, совладение, когда я что-то совместно делаю  с какой-то целью и с каким-то умыслом.

В книге описано десять параметров, что такое партиципация, но именно слово «сопричастие» наиболее отражает ее смысл и если хоть один из параметров не работает, то  это не является партиципацией.

Рассмотрим как «Я» взаимодействует со средой бессознательного. Личное бессознательное, которое было открыто Зигмундом Фрейдом разговаривает с человеком симптомами. Зигмунд Фрейд исследовал инстинкты, так же говорил о том, что есть бессознательное и сознательное, между ними находиться буфер, который называется предсознательное.

На языке прикладной науки эти три понятия звучат следующим способом: автомат, полуавтомат и ручное управление, то есть автомат – это бессознательное, полуавтомат – предсознательное, ручное управление – осознанное. Практическое значение заключается в том, что если рассмотреть  эти три состояния с точки зрения автомобиля, то если мы будем  ехать на нем, не на той коробке передач, то это приведет к поломке автомобиля, поэтому мы должны каждую секунду включать ту коробку передач, которая необходима для передвижения. По сути, человека мы могли бы представить как автомобиль с тремя коробками передач, и человек тоже должен использовать для движения ту коробку передач, которая соответствует ситуации, - если вы будете действовать не тем методом, то вы потерпите поражение.

Жизненные трудности. помочь справиться

Относительно инстинкта точка зрения Юнга и Фрейда совпадают - это является чем-то животным и это то, что толкает человека и является непознанным. Архетип – это нововведение Юнга.

Архетип – это часть человека, а часть не может быть сильнее целого, но на бессознательно уровне архетип сильнее, то есть сильнее человека то, чем он не управляет и не может пользоваться.  В том случае если мы обладаем знаниями об архетипе и нам известно как им пользоваться, то архетип можно сознательно вытащить, который необходим для решения задачи, а потом вернуть в исходное состояние, то есть – это методы реализации задач посредством памяти.

Сила памяти человека безмерна. Это громадная наука академика Попова о достижении результатов посредствам механизмов памяти.

К.Г. Юнг говорил о том, что самые глубокие символы находятся внутри, а не вовне. Внешняя среда тренирует человека, а самые глубинные символы находятся в самом человеке. То есть то, что человек думает, его убеждения, мысли они чем-то подогреваются. Поэтому мы могли бы рассмотреть следующую модель: архетип – это конфорка, горючее – это содержимое архетипа, оно горит, греет бессознательное человека и то, что нагрето, он выбрасывает во внешнюю среду, то есть как-то реагирует. Речь идет о коллективном бессознательном, поэтому это то, что присуще не одному человеку, а какой то группе лиц.

Юнг разделил при этом понятие инстинкта Фрейда и свое понимание инстинкта. Юнг считает, что все  материальное к чему стремиться человек, то есть машина, квартира – это все проявление инстинкта, попытка зацепиться за природу. Архетип – это мысли человека, взгляды, это то, что сориентировано на будущее, только человек этого не осознает.

Архетип – это стержень власти.

Инстинкт – это стержень  благополучия.

Власть – это вектор «Р» по тесту Сонди, благополучие – это вектор «К». Академик Попов изучал архетипы на математическо-нейрофизиологическом, духовно - психологическом уровне. Он мог с архетипами делать все что угодно как с отдельными людьми. То есть он мог вытащить из человека отдельную личность, наделить ее нужными нейрофизиологическими характеристиками, психологическими, духовными, то есть силовыми и соединить с человеком, что личность изменяло до неузнаваемости, возникал другой человек и  это колоссальная его заслуга перед наукой.

Но современная психология такие возможности отрицает. Поэтому существует два вида людей: тенденция – это 99% и к этим людям очень хорошо применима современная психология, а есть феномен, и к таким людям современная психология не применима, потому что она не может объяснить, что происходит с феноменом.

Вы можете быть феноменом, а для этого нужны методы академика Яковлева и Попова, а можете оставаться тенденцией, это личное дело каждого, потому что каждый человек кузнец собственного счастья, если ему есть чем ковать.

В книге «Я-Анализ» Липот Сонди писал, что любая наука не начинается без феномена, потому что когда у нас есть феномен, мы можем его исследовать. И поэтому утверждение ученых, о том, что феноменов не существует нефункционально. Все дети рождаются разные, но при этом и одинаковые. Ели взять человека, который должен родиться в приличной семье и получить хорошее воспитание, но его поселить среди волков, то к 14 годам его личность изменить будет уже невозможно, даже методами Попова, - в детстве закладывается очень много.

Необходимо привыкнуть к тому, что жизнь – это изменение и движение и поэтому нужно уметь изменять навыки, ели же этого не делать, то жизнь будет менять вас.

Успех, достижение результатов

Так, что же такое «Я», и как оно связано с «Быть» и «Иметь»?

Липот Сонди писал, что «Я»  – это наивысшая противоположность, которая соединяет все душевные противоположности.

С точки зрения прикладной науки «Я» - это, то, что пытается остановить скорость и обрести силу.  Вся проблема человека и его психики – это время.

В прикладной науке с точки зрения науки выполнения задач существует точка отсчета - это значит, если ты не справился со скоростью, то тебе придется справляться с силой, а если  ты справился с силой, то тебе, вероятно, не придется справляться со скоростью. Поэтому, по сути, психика человека – это время, и она прямо зависит от времени. Поэтому «Я» и стремится подчинить себе скоростные режимы и обрести силу – это две первичные функции «Я».

Когда мы говорим, о том, что мы останавливаем скорости, то это капитализация, то есть фактор «К», когда мы говорим обретение силы – это фактор «Р» - форма бытия, сюда входит все, от стиля жизни, котором я хочу жить, до степени влияния. Иметь – это значит успевать, это успех, я имею квартиру, машину, дачу, признание, статусы и это терминальная составляющая.

Фактор «Р» - это системокоординатная составляющая, то есть форма бытия, это то положение вещей, которое я достиг на сегодняшний момент времени. Отсюда и проистекают два фактора, которые необходимо рассчитывать. Следующие факторы – это, то, что нам мешает жить, то есть коммуникация, взаимодействие между людьми, от взаимопонимания, до поиска, потеря и война, то есть борьба за существование, за свои интересы – это две вещи, которые не будут давать нормально жить человеку.         

«Я» - это результат. И если человек хочет что-то «Иметь» и кем-то «Быть», это возможно только при условии достижения управляемых результатов. Для того, чтобы «Иметь», нужно кем-то «Быть», что-то из себя представлять, а для того, чтобы кем-то «Быть», необходимо им для начала «Стать». И здесь не обойтись без усердной работы над собой, и инструментов для управляемого решения задач.

Данная статья основана на результатах исследований PhD Олега Викторовича Мальцева
нравится: 19

Автор статьи: Наталья Антонова Дата публикации: 31.05.2018 Просмотры: 494 Отзывы: 0

Спасибо!

Ваш отзыв будет опубликован после проверки модератором.